Образ соловья в литературе


Мероприятия / Суббота, Май 23rd, 2020

Соловей является важным действующим лицом во всевозможных мифологических циклах. Он также является распространенным символом у поэтов разных эпох. Так, в греческой мифологии существуют два основных мифа о происхождении соловья.   
В одном из них (возникшем на побережье Ионического моря) в соловья превращается супруга фиванского героя Зета Аэдона: она завидовала своей невестке Ниобе, имевшей множество детей, и поэтому попыталась убить ее старшего сына. Однако Аэдона ошиблась и убила собственного ребенка. Из жалости к ней боги превратили несчастную в соловья. Этот мифологический сюжет был впервые представлен в «Одиссее» Гомера (VIII в. до н. э.). Именно там положено начало поэтического восприятия соловьиного пения как горестной декламации. У Гомера печальная песня соловья также символизирует тоску и печаль Пенелопы, десятилетиями ожидающую супруга. 
Таким образом, уже в начале возникновения европейской литературной традиции образ соловья ассоциируется с темой насильственной смерти и скорби, диссонирующей с великолепием весенней природы. В соответствии с мифологией Аттики соловей и ласточка являются превращенными в птиц сестрами Прокной и Филомелой. Миф о них был когда-то чрезвычайно популярен и вошел в состав различных произведений аттического фольклора. Он был положен в основу трагедии Софокла (485-405 гг. до н. э.) «Терей». Позже поэт Вергилий (70-19 гг. до н.э.) сравнивает скорбное пение Орфея, отправляющегося в царство смерти за своей возлюбленной, с соловьиным плачем. Овидий (43 г. до н.э. – 17 г.) в знаменитых «Метаморфозах» приводит наиболее популярную версию этой легенды. Ее трагический сюжет привлекал внимание и более поздних поэтов, среди которых значится имя легендарного Д. Чосера (1343-1400). К ним также примыкает и писатель Т. Элиот (1885-1965), который в романе «Бесплодная земля» использовал образ соловьиного пения. 
Столетиями образ соловья являлся символом поэтического начала. Так, в комедии Аристофана (444-387 гг. до. н.э.) «Птицы» приводится аналогия птичьих трелей с формами поэзии. Из истории известно, что в Древней Греции соловьиные сердца были наградой за прекрасный голос и ораторское мастерство. Однако уже в античности обычай богатых людей есть, в качестве деликатеса, соловьиные языки воспринимался как бесчувственная роскошь. 
Любопытен и тот факт, что в древнегреческой песенной традиции соловей – существо женского рода, между тем как в средневековой традиции трубадуров это птица мужского пола. Между тем, в любом из этих ипостасей соловей «извлекал из своего сердца беды, связанные как с любовью, так и со смертью…» После этого понятно, почему легендарную поэтессу Сапфо (630-572 гг. до н. э.) называли соловьем – это отражает характер многих ее стихов, посвященных несчастной любви. Но прежде всего это звание связано с оценкой современниками ее дарования. Только великие поэты удостаивались этого титула. С весенней птицей сравнивали и Еврипида (480-406 гг. до н.э.): «Ты, украшенье Афин, соловей сладкозвучный театра, соединявший в себе грацию с мудростью муз…» 
Эпоха романтизма несколько изменила значение этого символа: поэты соловья не просто певцом, а «мастером высшего искусства, способного вдохновить поэта». У некоторых поэтов¬ соловей даже приобретал черты музы. Кольридж (1772-1834 гг.) и Вордсворт (1807-1864 гг.) видели в соловье поэтический голос природы. Китс (1795-1821 гг.) в «Оде соловью» придал птице идеализированный образ поэта, осуществлявшего то, что мечтал сделать сам Китс, а Шелли (1795-1821 гг.) в «Защите поэзии» писал: «Поэт – это соловей, который поет во тьме, услаждая свое одиночество дивными звуками». 
Своеобразна трактовка образа соловья и в творчестве гениального английского писателя Оскара Уайльда (1854-1900 гг.). В восьмидесятые годы XIX века он создал цикл сказок, среди которых не только «Счастливый принц», «Звездный мальчик», но и «Соловей и роза». Наполненные драматизмом, сказки служат канвой для повествований, в которых автор стремится выяснить, что важнее для человека – добро или красота. Ответ Уайльда один – добро и служение людям несравненно важнее красоты. 

#соловьинаяночь #музейкурск #Мывместе #лучшедома #культураонлайн #вместесмузеем #курск